профессия
профессия
Фотограф проживает чужую жизнь
Автор: Наталья Неженцева|май 2017
Фотография кажется знакомой? Ты не раз ее видел в кабинете декана. Автор снимка – известный фотокорреспондент Владимир Щекалов, по фотографиям которого можно изучать историю и географию нашей огромной страны. Другие его работы ты можешь увидеть в галерее фотоискусства им. В. А. Собровина. Наталья Неженцева побеседовала с мастером о тонкостях и трудностях профессии.
Фотография кажется знакомой? Ты не раз ее видел в кабинете декана. Автор снимка – известный фотокорреспондент Владимир Щекалов, по фотографиям которого можно изучать историю и географию нашей огромной страны. Другие его работы ты можешь увидеть в галерее фотоискусства им. В. А. Собровина. Наталья Неженцева побеседовала с мастером о тонкостях и трудностях профессии.

— Есть ли какие-то критерии, позволяющие объективно оценить фотографию?

— Важно, чтобы всё в кадре было на месте, чтобы эмоциональное и композиционное совмещалось. Если этого нет – ты не увидел кадр. Критерий один: нравится или не нравится. Я, например, отпечатываю снимки, вешаю их так, чтобы фотографии были все время на виду. Если через неделю хочется снимок снять – он плохой. Когда-то я работал с Пашей Кривцовым. Бывало, посмотрю на его снимки – и свои хочется выбросить. И выбрасывал. Второй раз ездил снимать, хотел добиться чего-то своего. Сейчас для фотографии в газету главное, чтобы глаза у человека были открыты и чтобы он улыбался. Остальное никого не интересует.

Владимир Щекалов
фотокорреспондент, член Союза журналистов России
— Фотопленка стала редкостью, но не исчезла совсем. Что не дает ей уйти окончательно?

— Раньше пленка использовалась и в фотографии, и в кино. Альтернативы не было. И сегодня она не исчезает потому, что если ты хочешь классный снимок, то снимаешь на плёнку, и при этом широкоформатную. Многие и не отличат фотографию на плёнку от цифровой.

— А вы отличите?

— Конечно.

— То есть перспективы у пленочной фотографии в эру цифровых технологий всё-таки есть?

— Она при смерти. Сейчас почти никто не снимает на плёнку. Это очень трудоёмкий процесс: нужно правильно экспонировать кадр, хорошо проявить, качественно напечатать. Каждый этап – целое искусство. Например, Собровин всю жизнь снимал на пленку и лишь в последние годы жизни перешел на цифру. Плёнка это дорого, не слишком удобно. Приходится таскать с собой гору катушек, если много снимаешь. Узкая плёнка не позволяет сделать большую фотографию. Если её «растащишь», то качество изображения ухудшится.
— Что новые технологии привнесли в фотоискусство?

— Сейчас есть много хороших фотографов, которые работают с цифрой. Цифровая фотография часто требует последующей обработки. Тут возникают соблазны: нажал кнопку – всё синее, нажал кнопку – всё зелёное.

Технологии значительно упростили работу, позволили слабосильным девочкам прийти в фотографию. Теперь им не нужно таскать массу тяжелого оборудования на плече. Но бывает снимает девочка, вроде бы и толк есть, и снимки интересные. Вдруг – вышла замуж, родила ребенка. Всё. Ни о какой фотографии уже речи не идёт. Женщин фотографов всегда было мало. Это не гендерная дискриминация. Просто у мужика все иначе. Он занимается фотографией. Женился – занимается фотографией, развёлся – занимается фотографией.

Фотография изменилась: каждая девочка с «мыльницей» – уже корреспондент. Эта профессия может действительно исчезнуть. Всё исчезает. Ничего страшного в этом нет. Раньше фотокорреспондентов в редакции можно было пересчитать по пальцам. Это было престижно. Нелегко было попасть в их число.

— Можно купить фотоаппарат «подороже», написать в статусе «принимаю заказы на фотосъёмку» и считать себя фотографом. Но если говорить серьёзно, что можно посоветовать новичкам, с чего стоит начать?

— Не важно, что ты снимаешь. Важно, как ты это делаешь. Фотограф проживает не свою жизнь, а чужую. Он наблюдатель. Необходимо проникнуться снимаемым. Сейчас в интернете действительно много объявлений. Такие новоиспеченные фотографы думают, что это лёгкий и быстрый заработок. Снял свадьбу, получил 15-20 тысяч и счастлив. Смотришь на эти снимки иногда, а они, простите за грубость, г****. Вот эта «любительщина», «дилетантщина» заела всё в фотографии. Профессионал фотографирует не только ради денег.
Made on
Tilda